Борев Ю. Эстетика: Учебник

Введение Слово"эстетика"- одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве. Многообразие использования слова"эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия, длительного исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При всем различии его употребления на обыденном и профессиональном уровне"эстетика интерьера","эстетика спектакля" это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно- выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание Н. Баумгартен, когда в середине века ввел в оборот само понятие эстетика от греческого - чувственный, относящийся к чувственному восприятию. Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всюду, где речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования - закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм созданных человеком и природой , выступавших предметом эстетической рефлексии.

Специфика эстетического отношения к действительности.

Термин эстетика ввел Баумгартен в 18 веке. Эстетика — область философии, которая занимается красотой и искусством. Эстетика — теория чувственного познания мира, низший род познания. Эстетика — область изучения выразительных форм любой сферы эстетической деятельности, данных как самостоятельная и непосредственная чувственно воспринимаемая ценность.

Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса и др.; .

И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна, по его мнению, быть определяющим фактором восприятия. В частности, на это обратил внимание Л. Липпса, что художественное произведение пробуждает в нас аффекты двоякого рода. Для понимания природы художественного восприятия важно видеть связь, существующую между фантазией и эмоцией.

По этому поводу каждый человек может найти пример из собственной жизни. Если висящее в комнате пальто кто-то ночью принимает за фигуру человека, то ясно, что это заблуждение, но возникающее чувство страха оказывается совершенно реальным. Оказывается, что иллюзии жизни равны ей самой, граница между воображаемым и реальным — проницаема. В обыденной жизни витальная сила искусства рождает такого рода оценки: Природа художественного удовлетворения издавна описывалась в эстетике через понятие катарсиса.

По этой причине сводить механизмы катарсиса только к переживанию процесса уничтожения содержания формой не вполне верно. Особая направленность в большей степени ориентирует одних на детективы, других — на мелодрамы, третьих — на трагедии и т.

Предмет изучения эстетики Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика как наука - появилась сравнительно недавно, хотя собственно эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая деятельность, далеко не всегда осознаваемые как таковые, присущи культуре изначально, а история эстетической мысли, как мы увидим, уходит своими корнями в глубокую древность.

Сам термин"эстетика" от греч. Этим термином, он обозначил науку о низшем уровне познания — чувственном, в отличие от высшего — логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные эстетические — на смутных.

Эсте тика (нем. Asthetik, от др.-греч. — «чувство, чувственное восприятие») Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и возвышенное нравится, но сопряжено со страхом и ужасом.

Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики 2. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное 3. Эстетическое прекрасное в истории эстетики, прекрасное и польза, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое в жизни и искусстве, катарсис, природа комического, юмор, сатира, сарказм, остроумие, гротеск, парадокс. В эстетике есть категория, которая выступает как метакатегория науки — это категория эстетического.

Система эстетических категорий, предложенная Е.

Трагическое

Среди наиболее влиятельных эстетических концепций первой половины века особо выделяются: Феноменологическая эстетика начала века была разработана немецким философом Эдмундом Гуссерлем Феноменология в собственном смысле слова — есть учение о предметах феноменах в их чувственном восприятии. Определяющим в феноменологическом учении является теория интенциональности, которая тесно связывает сознание и предмет познания.

Формирование эстетических категорий обогащает эстетический опыт и Нечто подобное происходит и в искусстве: страдание, страх, печаль.

Множественность целей искусства полифункциональность 1. Преобразующая функция искусство как деятельность. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья. Романы Льва Толстого породили толстовцев. Изображение любви французскими писателями в.

Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ в безгероическую пору своей истории создал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные богатыри.

Эстетика и теория искусства века. Хрестоматия ( Коллектив авторов)

Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т. В отличие от главных категорий эстетики эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, комического она имеет сложный опосредованный характер, ибо определяется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая прекрасного, возвышенного, комического.

Наиболее активно разрабатывалась в сфере имплицитной эстетики с древнейших времен, где осмысливалась в двух аспектах:

Эстетика: Аристотель в отличие от Платона оценивает искусство и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных.

Она дважды переведена на английский язык в Лондоне в и гг. В любое время существует какая-либо черта в каждой паре принципов, на которой делается ударение в соответствии с господством той или иной категории. Рассматриваемое как результат субъективных условий, искусство дает и соответствующие вторичные понятия. Однако роль расового элемента в возникновении искусства нельзя преувеличивать.

И если мы хотим добраться до основных принципов этого подхода, надо рассмотреть четыре вопроса: Каждая из этих эстетических категорий характеризует эстетическое сознание, систему теорий о мире определенной эпохи и сменяет одна другую подобно тому, как теократия и демократия поочередно господствуют в цивилизованном мире. При теократии чувство возвышенного, а при антропократии чувство прекрасного господствуют по очереди. Это объясняется тем, что человек в это время видит субъективно, чувствует живописную форму и следит за выразительностью.

Следует, однако, иметь в виду, что художники отличаются не только индивидуально, но и национально. Без прямой связи между эстетикой, историей искусства и историей цивилизации не может быть единой философской системы подхода к развитию искусства во времени.

Лекции - Эстетика - файл 1.

фобии условно можно подразделить на две большие группы - страх трансцендентный и страх бытия. Первая группа обладает надличностной сущностью, образ которой всё более размывается по мере возрастания степени абстрагирования и приобретает черты символа. Вторая группа, в свою очередь, условно разделяется на фобии с психофизической обусловленностью и символически-бытийственные фобии. Под символически-бытийственными фобиями диссертант подразумевает фобии, выражающие смыс-лообразующие тенденции бытия как конкретно-исторической эпохи, так и конкретного общества, общности, группы людей, выражаемые чувственно-эмоционально, и представляющие ценностно-значимые основания бытия для данных групп.

Ю.Б. Борев. Эстетика. Искусство. II. Множественность целей искусства .. эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса;.

В статье на примере истории классической эстетической мысли рассматриваются комическое и трагическое как основные категории эстетики. Предметом эстетики как научной дисциплины является изучение эстетических отношений, их форм и условий. Вот почему способность относиться к явлениям эстетически во все времена рассматривалась как важное человеческое свойство. Человек вполне мог бы обойтись без способности рассматривать мир с эстетической точки зрения. Но как скучна и бесцветна была бы жизнь, если бы мы ею не обладали.

Эстетическая форма не имеет познавательного статуса, с помощью эстетической ценности мы не получаем собственно знания. Но она способствует познанию, активизирует его, служит нашей ориентации в окружающем мире. Объектом эстетического отношения могут быть самые разные явления. Это отдельные предметы естественного происхождения и сама природа в целом, предметы рукотворные, в частности и прежде всего произведения искусства, окружающая человека природная среда, наконец, сам человек и различные формы его деятельности.

Эстетическое отношение может иметь разный оттенок, разную эмоциональную окрашенность. Эстетическое характеризуется с помощью различных определяющих понятий. Кроме того, эстетические категории составляют основу специализированной лексики, которая необходима для того, чтобы выразить наш эстетический опыт в слове и тем самым сделать его доступным для других.

Современное искусство: эстетика и энергетика