Быстрая помощь студентам

Стефаненко Татьяна Гавриловна 4. Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см. Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р. В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих. У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания[68] и бойкота:

Вы точно человек?

Тексты поведения Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17—24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

вины и культуры стыда. Культура стыда — модель культуры, в которой центральное Следует ещё выделить культуру страха, в которой регулятором.

Нарушенный ритуал - это позор. Искупить это позор можно только соблюдением ритуала. Поведение оценивает общество, а не сам человек, сильная оценочная зависимость. Интересы группы, к которой принадлежит человек, всегда выше интересов конкретного человека. Нравственность не в том, чтобы искупить грех, а в том, чтобы его не совершить. Отсутсвия возможности замаливания грехов, исповеди.

Статьи по семиотике культуры и искусства

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом.

Анализ регулятивов стыд, страх, вина предприняли Ю.М. Лотман, И.С. Противоположность культуры стыда и культуры вины стало предметом.

Остановимся на феномене стыда. Многие авторы рассматривают стыд как страх перед порицанием извне. Стыд выступает как переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом Других. Маркса, стыд — это гнев, обращенный внутрь. Когда человеку стыдно перед людьми за себя или за своих близких, его не спасает от страданий ни богатство, ни высокое положение.

Он чувствует за спиной осуждающие взгляды, слышит смешки, в любом шепоте ему мерещится обсуждение его падения, и жизнь поистине превращается в ад. Ему может быть стыдно перед собой, а это чувство — не что иное, как спроецированный внутрь нашей души взгляд Других. Он может пренебречь стыдящимся и оставить его в одиночестве. Стыдящийся чувствует себя объектом оценки, его собственные субъективные силы и потенции скованы стыдом, парализованы им. Они не так сильно объективируют нас, не так сурово и беспощадно укоряют, оттого и стыдиться их приходится меньше.

Интересно то, что стыд человек может испытывать не только от упреков и пристыжения, но и от избыточных похвал, от дифирамбов, которые, казалось бы, должны только радовать. Разумеется, это происходит лишь с очень совестливыми людьми, которые испытывают неловкость и неудобство, полагая, что на самом деле у них нет тех достоинств, которые им приписывают.

Культура страха

Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда. Содержание поступков, вызывающих чувство С. Соловьев"Оправдание труда" впервые указал, что С.

Заинтересовала тема чувства вины и чувства стыда. Именно с их помощью ( ну, и страха, конечно) удается так удачно манипулировать детьми, которые кажется, это как раз называлось"культура вины" и"культура стыда".

Стадия 3-ориентация на мнение значимых других, конформность Стадия 4 - ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка Стадия 5А - утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора Стадия 5В - ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 - ориентация на универсальный этический принцип? Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице.

Эмпирическая проверка теории Колберга, осуществлявшаяся в США, Англии, Канаде, Мексике и в других странах, состояла в том, что испытуемым разного возраста предлагалась серия гипотетических моральных ситуаций разной степени сложности Ответы оценивались не столько на основе того, как испытуемый разрешает спорный вопрос, сколько по характеру его аргументов, многосторонности рассуждений и т. Оценки сопоставлялись с хронологическим возрастом и интеллектом испытуемых. Кроме серии исследований, проведенных методом"поперечных" срезов, Колберг провел также летнее лонгитюдное исследование, проследив моральное развитие 50 молодых людей от до лет19, и более ограниченный 6-летний лонгитюд в Турции.

Понятие «стыда» в японской культуре

Смотреть полностью Культура стыда и чести Культуролог Н. Особенно большой вклад в этот цивилизационный процесс внесло придворное общество: Стремления и усилия отдельных людей могут совпадать или быть разнонаправленными, однако историческим фактом является то, что в результате сложения в общем целенаправленных и рациональных действий отдельных людей возникает такой порядок, которого никто не предусматривал и не планировал. В сравнении с человеком он может определяться как природный или естественный порядок, и как то, что Гегель назвал сверхиндивидуальным"духом" Если попытаться дать простой образ, характеризующий процесс цивилизации, можно сравнить поведение человека на пустынной дороге и на улице большого города.

Культура страха: зачем государство и СМИ манипулируют нашими .. Почему мы не обязаны испытывать стыд и как с ним бороться.

Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия.

Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см.

Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р. В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих.

Вина и стыд как механизмы социального контроля

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые общие черты этих процессов. Здесь могут быть выделены два подхода. При первом, предложенном Ю.

Стыд как страх осуждения. что большинство известных культур можно разделить на два вида культуры вины и культуры стыда.

Культурная вариативность регуляторов социального поведения Стефаненко Т. Регулятивная функция культуры Во второй половине века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна.

Мы не случайно сделали оговорку о разной мере регуляции поведения культурой: Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Ю. Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А. Асмо-ов называет социотипическим поведением личности. Что же это за типовые программы культуры, являющиеся регуляторами человеческого поведения?

Культура вины и стыда как социологические категории

Чтобы ни натворили свои, они всегда правы, а чужие всегда не правы. Любое древнее общество стремится стать империей абсолютной и в идеале — всемирной. Абсолютен панславизм, пантюркизм, арийство. Вы легко можете найти сочинения, где утверждают, что Геракл родом из-под Курска, что этруски — это русские, а в Осетии вам скажут, что все европейские цивилизации созданы осетинами. Он работал честно не потому, что его увидят другие, а потому, что на него смотрит Бог.

К проблеме типологии культур Для исследования влияния культуры на этому критерию выделяются культура стыда, культура вины и культура страха.

Культура вины и культура стыда Тема сто раз уже говорена-переговорена, но чо-та вот приспичило еще раз: Слова эти на самом деле часто взаимозаменяемы, поэтому и понятия путают. Но сами явления принципиально различны. Пояснить это проще всего на культурологическом примере отношения к насильнику и жертве в разных социумах. В"культуре вины" быть насильником стыдно. А быть жертвой - нормально, жертве сочувствуют и помогают.

А в"культуре стыда" наоборот - жертва всегда виновата. Насильник же ходит гоголем. Обратите внимание, что можно сказать"насильник виноват" в первом случае и"быть жертвой стыдно" - во втором.

Страх и стыд